Туту.ру Корпоративным клиентам Как оформить командировку для гендиректора

Как оформить командировку для гендиректора

С точки зрения трудового законодательства, генеральный директор — такой же наемный сотрудник, как и все остальные. Однако оформление командировочных документов для руководителя компании имеет свои особенности. Рассказываем по шагам, какие моменты нужно учесть при направлении в командировку гендиректора.

Что нужно сделать до командировки

1. Составить служебную записку

В первую очередь нужно составить служебную записку о направлении директора в командировку и перечислении ему аванса. Для этого нужно приблизительно подсчитать сумму предстоящих расходов. В эту сумму надо включить стоимость билетов, трансфера, жилья, суточные, а также компенсацию представительских расходов (если предусмотрены). Если билеты и отель оплачиваются со счета компании, то их стоимость не включают в аванс.

Представительские расходы — это стоимость деловых ужинов, заседаний, услуг переводчика. На них до командировки составляется отдельный приказ, где утверждается необходимость расходов и сумма. Компенсация представительских расходов должна быть внесена в приказ на командировку и выплачена авансом.

Служебная записка составляется от лица гендиректора на его же имя. Получается, он сам себя направляет в командировку.

2. Оформить приказ о направлении в командировку

Затем нужно сделать приказ на командировку — по унифицированной форме Т-9 или по форме, принятой в организации (форма приказа прописывается во внутреннем положении о командировках). Как и служебная записка, приказ оформляется на имя гендиректора и подписывается им же. Документ нужно зафиксировать в журнале регистрации приказов организации.

Примеры оформления документов для командировки

3. Составить приказ и доверенность на передачу полномочий директора другому сотруднику

Во время отъезда директора компания не прекращает свою деятельность — кто-то должен управлять процессами и людьми, подписывать документы. Поэтому на время своего отсутствия генеральный директор выбирает доверенное лицо и оформляет на него доверенность на передачу полномочий.

Временно исполняющим обязанности гендиректора может быть выбран любой сотрудник, но чаще всего им становятся:

  • заместитель директора,
  • технический директор (CTO),
  • соучредитель,
  • главный бухгалтер,
  • руководитель департамента/отдела.

Доверенность составляется в свободной форме и заверяется печатью организации и подписью генерального директора.

Что обязательно должно быть в доверенности:

  • имя сотрудника, временно исполняющего обязанности главы компании;
  • список полномочий, которыми наделяется замещающее лицо;
  • дата подписания и дата истечения действия доверенности.

Одновременно с доверенностью нужно составить приказ о передаче полномочий гендиректора доверенному лицу. Если в обязанности доверенного лица до этого не входило замещение директора, то необходимо составить дополнительное соглашение к его трудовому договору. Также нужно заручиться письменным согласием сотрудника исполнять обязанности директора.

4. Забронировать жилье и купить билеты

При бронировании нужно учесть, что планы руководителя могут измениться в любой момент. Поэтому стоит покупать билеты с возможностью обмена и возврата — это позволит сэкономить в случае внезапного переноса или отмены поездки. Что касается жилья, то лучше выбирать варианты с бесплатной отменой брони.

Как оформить отмену командировку в связи с коронавирусом

Сервис Туту Командировки позволяет купить авиа- и ж/д билеты со счета компании по безналичному расчету. Это удобно, так как оформить бронирование может любой сотрудник, которому выдан соответствующий доступ — например, помощник руководителя или секретарь. Все отчетные документы доступны для скачивания. Также можно предоставить доступ к бизнес-аккаунту бухгалтеру — он может прямо в личном кабинете сформировать и скачать акты сверки.

5. Забронировать авто

Часто в качестве трансфера до/от аэропорта используется такси. Командированному нужно сохранять чеки на поездки, чтобы потом получить возмещение расходов.

Иногда на время командировки бронируют автомобиль — например, если директору нужно съездить в несколько филиалов предприятия на территории страны или просто много передвигаться по городу. Важно сохранять все документы: договор аренды автомобиля, чеки с заправок, чтобы предоставить в бухгалтерию для отчета.

6. Оформить визу

У каждого консульства свои правила по оформлению виз. Иногда подать документы на визу вместо гендиректора может доверенное лицо (например, ассистент). Значит, необходимо оформить доверенность в соответствии с правилами консульства.

Подавать заявление на шенгенскую визу директор должен лично, так как нужно сдать отпечатки пальцев. Исключение — если он уже делал биометрию в течение последних 5 лет. В этом случае передать документы можно по доверенности.

При оплате визы и других расходов нужно сохранять чеки — стоимость оформления визы входит в список командировочных расходов и оплачивается компанией.

Что нужно сделать после командировки

1. Собрать все отчетные документы

К ним относятся документы, подтверждающие расходы на:

  • жилье (договор об аренде квартиры, счет-фактура, чек ККТ об оплате гостиницы, выписку с банковской карты);
  • транспорт (посадочный талон на самолет, чеки ККТ из такси или каршеринга, договор об аренде авто и и.д.). Подробнее об отчетных документах за каршеринг.
  • представительские расходы (чеки за деловые ужины, договор аренды зала заседаний и т.д.).

2. Заполнить авансовый отчет

В авансовом отчете нужно прописать суммы выданных и потраченных средств. На оборотной стороне отчета впишите названия отчетных документов (чек, квитанция и т.д.).

3. Отдать отчет и чеки в бухгалтерию

Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней после возвращения из поездки. После этого бухгалтерия сделает перерасчет. Если гендиректор что-то оплатил из своих средств, эти расходы ему обязаны возместить.

Выводы

  1. Служебную записку и приказ о направлении в командировку директор пишет на свое имя и сам же подписывает.
  2. На время отсутствия директора необходимо оформить доверенность и выпустить приказ о передаче полномочий сотруднику, который его заменяет.
  3. Для гендиректора покупать билеты и бронировать жилье лучше с возможностью возврата, так как планы главы компании часто могут меняться.
  4. Гендиректор, как и любой другой сотрудник, должен тщательно сохранять отчетные документы, чтобы впоследствии получить компенсацию командировочных расходов.

Еще можно почитать:

Как оформить отмену командировку в связи с коронавирусом

Командировка во время пандемии: частые вопросы

Компенсация транспортных расходов в командировке

Какие документы нужны для командировки в 2020 году

Каршеринг в командировке

Командировка в выходные дни

Туту Командировки — удобный бесплатный сервис для организации деловых поездок. С помощью бизнес-аакаунта можно выдавать доступ сотрудникам на покупку билетов, оплачивать билеты с единого корпоративного депозита, получать отчетные документы в эл. виде. И это еще не все

Начнем сотрудничество?
Оставьте электронную почту, и мы свяжемся с вами.
Преимущества сервиса Туту.Командировки
  • Быстрое бронирование ж/д и авиабилетов
  • Закрывающие документы формируются автоматически
  • Поддержка электронного документооборота
Подробнее про сервис

Станьте корпоративным клиентом

Введите название своей компании. Регистрация пройдет за 2 минуты.
Уставные документы не нужны. А пользоваться сервисом можно сразу.